Покупка электромобиля с разряженной батареей: как оценить риски и восстановить ресурс

Покупка электромобиля с разряженной батареей: как оценить риски и восстановить ресурс

Новости 14.04.25
Регулярно на вторичном рынке попадаются электромобили с батареей, находящейся в состоянии сильного разряда. Перед покупкой такого экземпляра нужно оценить возможность восстановления емкости аккумулятора, поскольку покупка и замена источника питания обойдутся дорого. Проверку лучше проводить в условиях сервиса, при самостоятельном тестировании велик риск ошибок с негативными последствиями для бюджета.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Параллельный импорт запчастей Параллельный импорт запчастей
Электрические автомобили оснащены батареей, расположенной под днищем. Аккумулятор набран из большого числа элементов и оснащен системой контроля и управления. Электроника позволяет определить проблемы с элементами, которые поставляются на рынок запчастей группами по несколько штук (число и форм-фактор зависят от производителя автомобиля и батареи). Любой аккумулятор в процессе эксплуатации деградирует и теряет исходную емкость. Дополнительные проблемы создает неправильная зарядка или глубокий разряд. Критически изношенную батарею можно заменить, проблемы возникают на стадии покупки и доставки, а также физического процесса замены. Итоговая стоимость нового аккумулятора зависит от ряда факторов, но почти всегда приводит владельца электромобиля в уныние.

Причины износа


Ведущие производители аккумуляторных батарей для электромобилей заявляют ресурс батарей на уровне 1500 циклов заряда и разряда. Даже при среднем пробеге между зарядками 400 км аккумулятор выдержит около 600 тыс. км, что сопоставимо с предельным сроком службы автомобиля. Скорость деградации АКБ зависит от множества факторов – через 1500 циклов батарея останется работоспособной, но ее емкость снизится примерно на 20-25%, что скажется на запасе хода между зарядками. Первые признаки проблем с тяговым аккумулятором появляются через 3-4 года эксплуатации электромобиля. Тесты показывают, что падение емкости при соблюдении правил эксплуатации составляет около 2% за год.

Компания Tesla сразу предупреждает владельцев о рисках деградации АКБ, падение емкости составляет не более 5% на каждые 100 тыс. км. Похожие характеристики имеют батареи и на других электромобилях – на Hyundai Ioniq Electric остаточная емкость при пробеге 100 тыс. км редко падает до 98%. Есть и обратные примеры, связанные со стремлением ряда производителей сэкономить на батареях. На электромобилях Nissan тяговые АКБ деградируют достаточно быстро по сравнению с конкурентами. Небольшой ресурс компенсируется сниженной стоимостью запчастей и простотой замены.

Ряд производителей дает на батареи «пожизненную» гарантию, срок которой фактически ограничен 8 годами – именно на такой период эксплуатации и рассчитывается среднестатистический электромобиль. Фактически, владелец не столкнется с большими проблемами с АКБ на протяжении 8 лет. Речь не идет о случаях грубого нарушения правил эксплуатации или повреждения корпуса батареи о неровности дороги. На электромобилях легковой категории используются батареи NMC, технология LFP более надежна, но не позволяет создавать компактные тяговые АКБ и находит применение в основном на складских погрузчиках или электрическом коммерческом транспорте.

При повышенных нагрузках батарея всегда нагревается. Использование системы охлаждения позволяет отводить избыточное тепло и способствует увеличению ресурса. Соответственно, при неисправности системы охлаждения АКБ будет регулярно перегреваться. Еще одной причиной быстрой утраты емкости является неправильная зарядка – использование оборудования с низкими характеристиками приводит к очень быстрой деградации. При эксплуатации машины не рекомендуется постоянно поддерживать уровень заряда на 100%, постоянная подзарядка вредна.

Таким образом, на ресурс батареи влияют:

  1. Естественные циклы зарядки и разрядки, периодичность которых зависит от условий эксплуатации.
  2. Способы зарядки, наиболее губительны для АКБ станции ускоренного восполнения емкости постоянного тока. Причиной является нагрев аккумулятора из-за большой силы тока в цепи. Оптимально использовать оборудование с небольшой силой тока в линии зарядки либо станции переменного тока. В этом случае время зарядки увеличивается в разы, что устраивает далеко не всех водителей. Владельцы электромобилей, не планирующие пользоваться машиной больше 2-3 лет, смело подключают автомобили к любым станциям. Проблему придется решать следующему собственнику.
  3. Регулярные разряды батареи ниже 10-15% от номинальной емкости. Аккумуляторы на основе лития не любят глубокие разряды и хранение в разряженном состоянии. Скорость саморазряда невелика, при длительном хранении электромобиля на стоянке нужно регулярно проверять состояние АКБ и проводить подзарядку.
  4. Постоянная эксплуатация и хранение автомобиля при температурах воздуха, отличающихся от рекомендованных заводом параметров. Негативное влияние оказывает как мороз, так и слишком высокая температура. Например, статистика показывает, что скорость деградации батарей в жарком климате ускоряется. Первый владелец не заметит проблем при условии продажи машины через 2-3 года эксплуатации, при более длительном использовании электромобиля падение емкости станет ощутимым.

Что касается температуры воздуха, то современные системы управления не позволят вывести АКБ в опасные режимы. Электроника просто ограничит максимальную силу тока разрядки, водитель заметит работу системы только по падению динамики разгона. Качество работы системы контроля зависит от производителя электромобиля. Ресурс батареи зависит от конструкции системы обогрева салона, в старых моделях электромобилей использовались нагреватели, нагружающие АКБ и снижающие ресурс. Впоследствии производители перешли на тепловые насосы с высоким КПД и малым потреблением электроэнергии.

Способы проверки


Одним из основных методов проверки состояния аккумулятора является тестирование машины на запас хода на одной зарядке. При покупке подобный способ невозможен – ни один продавец не согласится кататься с потенциальным покупателем несколько часов. Первичную информацию о состоянии батареи можно получить по индикации в щитке приборов, хотя эти цифры можно скорректировать. Расчетный запас хода по щитку приборов также не всегда достоверно определяет состояние аккумулятора.

Самый надежный способ – тестирование батареи диагностическим оборудованием, которое есть в специализированных сервисах. Иногда продавцы, заранее зная состояние аккумулятора, идут на трюк – быстро заряжают АКБ, а затем медленно разряжают. Несколько таких циклов позволяет временно восстановить емкость и создать иллюзию исправности аккумулятора. При диагностике опытный специалист без затруднений определит попытку обмана. Батарея записывает сведения о проводившихся зарядках, что позволяет определить историю эксплуатации. Если емкость АКБ поддерживалась в пределах от 20 до 80% с редкими зарядками до 90-100% и без глубоких разрядов, то состояние аккумулятора будет хорошим.

Одним из основных параметров, считываемых при диагностике, является индекс SOH. Коэффициент показывает текущее значение емкости в процентах относительно номинального параметра. Чем ниже SOH, тем меньше емкость. Причем есть нехорошая тенденция быстрого падения SOH после достижения определенного параметра. Например, аккумулятор снизит емкость до 90% от исходной за 5-6 лет, а затем за 1-2 года SOH может упасть до 70% и ниже.

Для определения состояния тяговой АКБ используется вспомогательный индекс EOL, который устанавливается производителем и описывает предельное число рабочих циклов и значение остаточной емкости. При достижении EOL батарея выпадает из допустимых параметров гарантированной работоспособности. EOL напрямую связан с SOH – падение емкости неуклонно выводит аккумулятор за нижний допустимый порог EOL.

Снижение SOH практически всегда связано с деградацией всего нескольких элементов, при этом остальные ячейки тяговой батареи исправны. Индекс SOH является общим показателем, поэтому достаточно заменить вышедшие из строя элементы и аккумулятор вернется практически к заводским параметрам. Разборка и ремонт батареи требуют использования специального оборудования, поэтому в кустарных условиях работы не проводят. Батарея является источником опасности – при нарушении правил не исключено поражение человека током, приводящее к печальным последствиям.

Что делать в случае покупки автомобиля с неисправной АКБ


Если на руках оказался электромобиль с изношенной батареей, то можно смириться с падением запаса хода либо восстановить аккумулятор. Способов ремонта несколько – от разборки АКБ и замены только части групп элементов до установки полностью нового аккумулятора. Иногда производители выкупают старые батареи в зачет части стоимости новой – правда, в реалиях 2025 г. такая схема в РФ практически не встречается. Иногда батарею выкупают для использования в качестве источника резервного питания в жилых домах либо накопителя электроэнергии от солнечных элементов – мощность нагрузки невелика по сравнению с характеристиками тяговых электродвигателей и падение емкости не влияет на работу подключаемого бытового оборудования.

В ряде случаев владельцы электромобилей в силу отсутствия опыта воспринимают разряд вспомогательной АКБ за выход из строя основной. На любом электромобиле есть свинцово-кислотная батарея напряжением 12 В, необходимая для подпитки вспомогательного оборудования. В случае разряда могут появиться проблемы с работоспособностью систем автомобиля, поскольку резервный источник подпитывается от тяговой АКБ. Подобная ситуация типична для электромобилей, длительно хранящихся на стоянке без обслуживания. Нельзя исключать и выход их строя резервного аккумулятора, установка новой свинцово-кислотной батареи позволят продолжить эксплуатацию электромобиля. Следует оговориться – все равно рекомендуется провести диагностику тяговой батареи и убедиться в отсутствии проблемных ячеек.

Для ряда автомобилей найти новую батарею невозможно, такие же проблемы возможны и с поиском новых элементов. На рынке запчастей встречаются только аналоги либо ячейки от разобранных батарей. В этом случае придется восстанавливать аккумулятор с использованием элементов от батарей других моделей. Процедура сборки и балансировки ячеек будет долгой и затратной, взамен электромобиль будет соответствовать исходным параметрам по запасу хода и динамике, а в ряде случаев – превзойдет заводские характеристики. Подобное восстановление возможно не для каждой батареи, поэтому перед покупкой электромобиля с проблемной АКБ нужно заранее убедиться в возможности и стоимости замены или ремонта.

Владельцы электромобилей ранних моделей зачастую меняют или дорабатывают батареи в сервисе по причине изначально малой емкости и небольшого запаса хода. Чаще всего на доработку попадают бюджетные электромобили Nissan Leaf, распространенные в РФ. Помимо замены ячеек (перепаковки штатной АКБ) практикуется установка дополнительной батареи в багажнике в ущерб полезному объему. Перепаковка позволяет снизить массу аккумулятора и увеличить запас хода, хотя и обходится недешево.

Заключение


Проверку состояния батареи подержанного электромобиля лучше проводить в сервисе. Помимо определения проблем мастер даст рекомендации по ремонту. В подавляющем большинстве случаев в аккумуляторе придется заменить только несколько элементов, устанавливать полностью новую тяговую батарею приходится редко. Стоимость ремонта будет зависеть от множества факторов, поэтому при своевременном определении состояния АКБ можно получить скидку на электромобиль либо вообще отказаться от покупки в пользу экземпляра с исправной тяговой батареей.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?