Нужно ли прогревать двигатель современных автомобилей: мнение экспертов и производителей

Нужно ли прогревать двигатель современных автомобилей: мнение экспертов и производителей

Советы 12.05.25
Карбюраторные двигатели требовали достаточно долгого прогрева, что связано с особенностями системы питания. После массового внедрения впрыска топлива и стремления снизить токсичность выбросов, появились рекомендации от производителей автомобилей прогревать двигатель на протяжении 15-30 секунд или начинать движение сразу после пуска.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Как выбрать летнюю резину для автомобиля Как выбрать летнюю резину для автомобиля

Теория и практика


Двигатели современных автомобилей изготовлены из алюминия, что снижает вес и позволяет быстрее вывести мотор в оптимальный температурный режим. Зимой водитель садится в машину, заводит ее и почти всегда начинает очищать стекла от наледи и снега. В зависимости от толщины льда процедура занимает от 1 до 10 минут, которых достаточно для прогрева ДВС до рабочей температуры. Летом ситуация немного иная – силовой агрегат запускают на стоянке для охлаждения салона, прогрев в жару до рабочей температуры зачастую длится всего пару минут.

Согласно российским ПДД стоянка автомобиля во дворе дома (а именно так ночует большинство автомобилей в РФ) с работающим двигателем не допускается на протяжении более чем 5 минут. Аналогичные или более жесткие требования есть в странах ближнего и дальнего зарубежья.
На ходу двигатель прогревается быстрее, что снижает время работы на обогащенной смеси, ускоряет прогрев и запуск каталитического нейтрализатора. В итоге сокращается количество вредных выбросов в атмосферу, что и является основной причиной разрешения производителей эксплуатировать автомобиль без или после очень короткого прогрева.

При эксплуатации автомобиля в достаточно крупном городе после выезда из двора почти всегда начинаются пробки. Машина просто физически нигде не разгоняется до скорости выше 20-30 км/ч, что исключает раскрутку коленчатого вала до высоких оборотов. Медленное движение в пробке позволит прогреть двигатель и коробку передач за несколько минут. Комфортные условия в салоне достигаются дольше, из-за высокого КПД мотора системы отопления на ряде моделей автомобилей крайне медленно прогревают воздух в салоне (особенно при температуре ниже -15С).

Повышенный износ


После запуска холодное масло прокачивается через систему смазки, на контактирующих поверхностях даже после стоянки сохраняется пленка. Таким образом, сухое трение отсутствует либо продолжается доли секунды, никак не влияя на износ. Ситуация усугубляется при использовании дешевого масла, хотя в этом случае износ будет при движении и при прогреве. После пуска электроника выставляет повышенные обороты с обогащением смеси. В теории – при начале движения есть вероятность образования нагара, который впоследствии выгорит по мере прогрева двигателя.

Коробка


Механическая трансмиссия не требует предварительного прогрева. Если автомобиль оборудован автоматической коробкой, то есть смысл погреть масло, дав двигателю поработать в режиме холостого хода несколько минут. Некоторые АКПП имеют конструктивные особенности и могут переключаться с толчками в холодном состоянии, по мере прогрева неприятные явления при переходе на повышенную или пониженную скорость пропадают.

Нюансы


При температуре воздуха свыше +5С прогревать двигатель нет смысла, хотя и нужно на протяжении первых 2-3 км избегать резких нажатий на педаль газа. При температуре от -5С до +5С уже есть смысл дать двигателю поработать на месте 20-30 секунд, особенно при наличии на стеклах тонкого слоя инея или конденсата. При дальнейшем падении температуры воздуха время прогрева определяет водитель – очистка стекол даже с использованием электрического подогрева занимает при -20С несколько минут. Слишком долгая работа двигателя в режиме холостого хода ускоряет износ деталей цилиндропоршневой группы из-за неравномерного нагрева и работы мотора в неоптимальных условиях.

При холодном пуске зазоры между деталями двигателя максимальные, детали выполнены из материалов с разными коэффициентами температурного расширения. Иногда после пуска двигатель работает шумно – сказываются чрезмерные зазоры. При увеличении числа оборотов из-за резкого разгона детали будут испытывать повышенные нагрузки. Кратковременный прогрев и движение при частоте вращения до 2000-2500 об/мин сводят к минимуму риск ускоренного износа.

Если владелец переживает за износ двигателя и хочет утром садиться в прогретый или охлажденный салон, то есть смысл установить автоматический запуск. Система настраивается с помощью пульта нештатной сигнализации или по каналу сотовой связи через установленное на смартфон приложение. Владелец программирует условия и время запуска двигателя по своему усмотрению.


Обходчик иммобилайзера позволяет запустить двигатель без ключа в замке или в салоне. Современные охранные системы не позволяет угонщику похитить автомобиль с работающим двигателем, а приложение на смартфоне позволяет дистанционно глушить мотор. При использовании автозапуска придется смириться с повышенным расходом топлива из-за работы мотора в режиме холостого хода.

Заключение


Решение о необходимости прогрева остается в зоне ответственности водителя. При отказе от прогрева движение нужно начинать плавно и не пытаться сразу ехать на повышенных оборотах. По мере увеличения температуры двигателя можно перейти к привычному ритму движения, учитывая погодные и дорожные условия.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?