Особенности технического осмотра перед покупкой б/у авто: на что обратить внимание

Особенности технического осмотра перед покупкой б/у авто: на что обратить внимание

Советы 21.04.25
Проверка технического состояния автомобиля с пробегом является обязательным этапом перед передачей денег и заключением договора купли-продажи. В ходе осмотра можно найти скрытые дефекты, способные повлиять на безопасность эксплуатации. Кроме того, диагностика позволит понять общее техническое состояние автомобиля и примерно определить стоимость затрат на ремонт.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Как выбрать летнюю резину для автомобиля Как выбрать летнюю резину для автомобиля
Перед покупкой любой подержанный автомобиль нужно проверить на предмет отсутствия дефектов, напрямую влияющих на безопасность. В процессе эксплуатации детали конструкции изнашиваются, процесс является естественным. Гораздо хуже повреждения, полученные в результате серьезного ДТП или нарушения правил эксплуатации.

Полноценно устранить такие дефекты невозможно или экономически невыгодно, что заставляет собственников сделать косметический ремонт и побыстрее продать автомобиль. Осмотр машины перед покупкой можно проводить своими силами, а при отсутствии опыта – с участием приглашенного специалиста или в сервисе. Не рекомендуется ехать в сервис по рекомендации продавца, лучше заранее выбрать свою мастерскую и предложить осмотреть автомобиль там.

Кузов


Кузов является наиболее дорогостоящей и сложной в ремонте частью автомобиля, часто получающей повреждения при аварии. Перекрасы отдельных элементов на машине с пробегом не являются проблемой – возможно, что таким способом устранялись царапины и сколы.

На начальном этапе для проверки пригодится толщиномер, позволяющий найти скрытые под слоем эмали пласты шпаклевки или незаводские сварные швы.
Иногда встречаются автомобили с заводским двойным окрасом кузова, что не является проблемой. Главное не стать владельцем машины, кузов которой наполовину состоит из шпаклевки, которая начнет отваливаться пластами через несколько месяцев после покупки.

Неравномерность зазоров косвенно указывает на наличие повреждений кузова, хотя их аккуратность зависит от марки и производителя автомобиля. При обнаружении явных неравномерных зазоров нужно проверять кузов глубже – смотреть на головки крепежных болтов, равномерность шага и внешний вид сварных точек или полос герметика, закрывающих стыки панелей. Если автомобиль был в серьезной аварии, то наверняка останутся следы от вытягивания лонжеронов или брызговиков, а при ударе в заднюю часть – на полу ниши запасного колеса. Если кузов восстанавливали путем установки четверти от донора, то обнаружить ремонт можно по швам в проемах дверей, на днище кузова или на полу багажника.

Иногда найти следы ремонта достаточно сложно. Классический пример – смятый и вытянутый пол багажного отделения покрывают слоем шумоизоляции. Обнаружить складки из багажника невозможно, автомобиль нужно осматривать снизу. Иногда требуется снятие обшивок багажника, под которыми скрываются последствия аварии и ремонта. Другое дело, что продавец не всегда согласится на разбор автомобиля и будет абсолютно прав. Качественно проверить кузов можно в сервисе или при участии опытного человека, способного быстро найти следы ремонта.

Нередко для понимания состояния кузова достаточно знать, как выглядят заводские полосы герметика, поскольку при ремонте полностью сымитировать структуру полос невозможно.

Ходовая часть


Большинство деталей подвески фактически является расходными материалами, срок службы рычагов и шарниров зависит от условий эксплуатации и качества изготовления. Основные проблемы выявляются уже при пробной поездке, хотя подвеска на ряде автомобилей может издавать звуки даже при полностью исправных элементах. Полноценно проверить подвеску можно только в сервисе, одновременно появляется возможность осмотра днища кузова. Нередко при неаккуратной эксплуатации днище получает повреждения, на которых впоследствии развиваются очаги коррозии.

Обнаруженные дефекты подвески являются неплохим поводом для торга, а при сильных повреждениях днища можно своевременно отказаться от покупки автомобиля. На автомобилях с большими пробегами или после эксплуатации в крупных городах есть смысл оценить состояние подрамников – сильная и глубокая коррозия указывает на потенциальные проблемы, поверхностная ржавчина является нормой.

По состоянию тормозов также можно сделать вывод о техническом состоянии автомобиля. Сильный износ дисков или ржавчина на поверхности указывают на необходимость ремонта и обслуживания – в этом случае есть смысл поторговаться с продавцом. Течи жидкости и трещины на шлангах встречаются только на автомобилях редко, на машинах старше 10-15 лет не исключены проблемы с коррозией металлических трубок. Также есть смысл оценить состояние рулевого управления – чрезмерные люфты в соединениях и рейке являются поводом для торга.

Двигатель


Полноценно проверить двигатель можно только в условиях сервиса. При осмотре автомобиля можно обратить внимание на следы течи масла или антифриза, услышать посторонние шумы при работе. Течь масла для ряда двигателей является нормой из-за конструктивных просчетов. Кроме того, замасливание может оказаться следствием пролития масла при обслуживании. Антифриз чаще всего течет через трещины или плохо закрепленные патрубки. Есть смысл вынуть щуп и заглянуть в расширительный бачок – смешивание масла и антифриза недопустимо. Вибрация двигателя при работе во многом зависит от конструктивных особенностей, говорить о проблемах мотора по амплитуде и частоте дрожи нельзя.

Для нормальной проверки двигателя нужен диагностический сканер, считывающий ошибки. На ряде автомобилей есть смысл вывернуть первичный датчик концентрации кислорода и осмотреть каталитический нейтрализатор. Если керамическая сотовая вставка рассыпалась, то есть риск затягивания пыли в цилиндры с образованием задиров. Проверить цилиндры можно при помощи эндоскопа, камеру которого вводят в полость цилиндра через свечное отверстие. Осматривать двигатель должен опытный моторист, только человек со стажем сможет достаточно точно определить состояние двигателя и дать рекомендации относительно целесообразности покупки автомобиля.

Коробка передач


Механическая трансмиссия редко выходит из строя, коробку легко проверить своими силами в ходе пробной поездки. Автоматические и роботизированные коробки, а также вариаторы нужно проверять в сервисе. Даже отсутствие ощутимых толчков при переключении скоростей не указывает на отсутствие проблем. Возможности компьютерной диагностики зависят от модели коробки, на роботах DSG от VAG сканер позволяет получить полноценное представление о техническом состоянии коробки. Параллельно можно попытаться проверить соответствие данных на одометре информацией в блоке управления коробкой, которая не всегда поддается корректировке.

Косвенным признаком состояния коробки является внешний вид масла. Для проверки достаточно вынуть щуп или открыть пробку переливного отверстия – способ контроля уровня зависит от модели коробки. Темное масло с запахом гари указывает на нарушение регламента обслуживания, а также на возможный износ фрикционных пакетов. Как правило, при загрязненном масле будут проблемы с переключением – частицы фрикционов забивают гидравлическую систему и вызывают толчки при переключении передач как вверх, так и вниз. Если продавец предусмотрительно заменил масло, то грязи в нем будет мало, хотя избавиться от проблем при переключении не получится.

Диагностика


В современном автомобиле есть масса электронных компонентов, проверить которые можно только путем компьютерной диагностики. При этом не следует забывать и о визуальном осмотре ряда узлов. Отсутствие ошибок по подушкам не гарантирует их наличие – вместо сработавших пиропатронов нерадивые продавцы устанавливают подходящее по номиналу сопротивление. Определить сработавшую подушку можно по внешнему виду – обманки отличаются от оригинальных деталей, а после срабатывания пассажирской подушки панель приборов перетягивают материалом, структура которого по рисунку отличается от заводской.

Боковые подушки в спинках сидений при срабатывании разрывают швы, нестандартный стежок или отличающийся цвет нити выдадут проблему. Убедиться в состоянии подушек для защиты головы можно после снятия уплотнителя дверного проема, при срабатывании подушки почти всегда заминают кромку панели потолка. Кроме того, снятие канта по периметру проемов позволяет найти следы от сварных швов, неизбежных при установке части от кузова-донора при восстановлении сильно разбитого в аварии автомобиля.

Также диагностика позволяет найти ошибки по другим системам. Часть кодов может находиться в архивном состоянии, что указывает на случайный и единичный характер проблемы. Для проверки нужен профессиональный сканер, адаптеры для разъема OBD-II со смартфоном не всегда полноценно определяют ошибки.

Заключение


Полноценный технический осмотр позволяет найти явные проблемы на автомобиле, на основании полученной информации покупатель делает вывод о целесообразности приобретения машины. При этом осмотр даже в сервисе не гарантирует от появления технических проблем с коробкой или двигателем через несколько дней или недель после покупки машины. Подержанный автомобиль всегда требует внимания и инвестиций, поэтому перед покупкой следует заранее просчитать возможности бюджета. В противном случае содержать машину в исправном состоянии не получится.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?